Шумоизоляция салона автомобиля может потребоваться в случае, когда использованные производителем транспортного средства решения не обеспечивают достаточного уровня акустического комфорта. Выполнение таких работ в надежном сервисном центре или специализированной мастерской позволит гарантировать получение качественного результата. Однако это может привести к существенным затратам и долгому ожиданию очереди на обслуживание.
Поэтому многие автолюбители производят шумоизоляцию салона транспортного средства своими силами. Такое решение имеет свой резон, поскольку при наличии начальных навыков, соответствующих инструментов и качественных материалов выполнить такую работу обычному человеку вполне по силам.
А если есть достаточно просторное помещение и некоторое количество свободного времени – вопрос шумоизоляции салона своими руками можно считать решенным.
Виды и происхождение шумов в салоне автомобиля
Прежде чем приступать к работам по шумоизоляции салона легкового автомобиля, не помешает разобраться, откуда и вследствие чего возникают шумы, какова их природа и какими средствами можно снизить их интенсивность.
Прежде всего, владельцу транспортного средства следует выявить основные источники шумов, которые снижают степень комфортности в салоне. Для этого достаточно понаблюдать, как меняется уровень шумовой нагрузки при работе автомобиля в различных режимах, при его движении по дорогам с различным покрытием.
Как правило, в процессе такого тестирования выявляют несколько основных источников шума.
- От работающей двигательной установки.
- От системы выхлопа под днищем авто.
- От вибрации корпуса при движении автомобиля.
- От вибрации элементов отделки салона.
Стоит отметить, что уровень шума в салоне напрямую зависит от возраста и технического состояния транспортного средства. Видавшие виды и лишенные должного ухода автомобили шумят и скрипят сильнее, соответственно, и потребность в защите салона от акустического воздействия для них обычно выше. С другой стороны, владельцы новеньких авто нередко недовольны заводской шумозащитой и практически сразу решают ее доработать или заменить.
Характеристики материалов для шумоизоляции салона
При звукоизоляции транспортного средства могут использоваться различные виды материалов, которые гасят передаваемые корпусом автомобиля звуки и препятствуют их распространению. От правильности выбора таких материалов во многом зависит качество выполнения работ и степень снижения уровня шумов в салоне. Увы, нередки случаи, когда автолюбитель оклеивает весь салон различными материалами, тратит время и силы, а результат в итоге оставляет желать лучшего или вовсе отсутствует.
Правильный звукоизолирующий материал должен быть мягким, чтобы не способствовать распространению воспринимаемых звуковых волн. Также он должен обладать как можно большим весом, чтобы обеспечивать скорейшее затухание вибраций и колебаний.
Этапы работ при звукоизоляции салона автомобиля
Поскольку автомобиль это единая конструкция, все элементы которой взаимосвязаны, обработка шумоизолирующими материалами только поверхностей салона не даст качественного результата. Для того чтобы обеспечить существенное снижение уровня шума, потребуется нанести звукоизолирующие материалы и на прочие части транспортного средства.
Вот список частей конструкций автомобиля, которые нуждаются в нанесении слоя шумозащиты:
- Двери.
- Пол салона.
- Багажный отсек.
- Перегородка между двигательным отсеком и салоном.
- Потолок салона.
- Крышка капота.
Именно в этом порядке обычно и наносят звукоизоляцию. Рассмотрим основные этапы работ подробнее.
Шумоизоляция дверей
Двери, как один из наиболее «шумных» элементов легкового авто, нуждаются в особом внимании. Владельцу транспортного средства необходимо следить за исправностью петель и замков, чтобы обеспечить плотное прилегание двери и исключить появление шумов.
Также двери автомобиля имеют полую конструкцию, что, с одной стороны, способствует распространению шума, а с другой – облегчает выполнение работ по установке дополнительной звукоизоляции.
Нанесение слоя шумопоглощающего материала выполняется в несколько этапов:
- Демонтируется обшивка, кнопки и ручки с двери.
- Поверхности чистятся от пыли и мусора.
- По форме поверхностей вырезаются пластины подходящего размера.
- Обрабатываемые поверхности проходят обезжиривание.
- Наклеивается слой изолирующего материала.
В качестве звукоизолирующего материала для обработки дверей легкового автомобиля отлично подойдет Липлент Мф Вибролент, имеющий слой алюминиевой фольги. Материал наносят как на внутренние, так и на внешние поверхности, с внешней стороны лучше использовать более тонкие материалы, а внутри конструкции – более массивные. При монтаже следует следить, чтобы все технологические отверстия в обшивке дверей оставались открытыми.
Пол салона
Во время движения автомобиля по дороге с неровным покрытием пол салона становится основным источником шума. Чтобы заглушить удары камней или нейтрализовать вибрацию металла, используют наиболее массивные шумоизолирующие материалы с увеличенной толщиной, а лучше – в несколько слоев. Звукоизолирующие материалы на основе войлока для пола салона использовать нежелательно, так как они впитывают влагу.
При обработке пола демонтируют все сидения и имеющуюся обшивку, чистят и обезжиривают открытую металлическую поверхность. При нанесении нескольких слоев материала первым следует наклеивать виброизолирующий материал. Поверх него уже можно крепить слой звукоизоляции, например Липлент Пф, и утеплителя.
При нанесении шумозащиты на поверхность, у которой имеются изгибы, материал неплохо немного подогреть при помощи фена – это сделает его более эластичным и улучшит свойства клеящего слоя. Для качественной фиксации шумоизоляцию при наклеивании следует прокатать при помощи специального резинового валика. Одновременно с обработкой днища салона можно произвести и оклеивание перегородки, отделяющей салон от моторного отсека.
Потолок салона
В общих чертах – при шумоизоляции потолка салона соблюдаются те же требования, что и при ранее описанных работах. Обшивка и находящаяся под нею заводская шумозащита демонтируются, металлическая поверхность очищается и обезжиривается. Отлично подойдет для потолка салона самоклеящийся бутилкаучуковый материал Липлент Пмм.
Вырезанные по лекалам куски материала наносим на поверхность, следя за тем, чтобы части электропроводки и технологические отверстия в кузове оставались не заклеенными. Для звукоизоляции потолка салона следует выбирать не слишком толстые материалы, чтобы после не возникло проблем с установкой обшивки на место. Для того чтобы части обшивки не вибрировали и не издавали при движении авто звуков, можно использовать материал Антискрип.
Багажник и крышка капота
Оклеивание этих частей конструкции автомобиля производится по аналогии с описанными выше. Для удобства из плотного картона можно подготовить лекала, по которым с высокой точностью вырезают пластины звукоизолирующего материала.
При приклеивании следует воспользоваться резиновым валиком для прокатывания, чтобы исключить появление воздушных пузырей под наклеенным материалом. Если параллельно с шумозащитой выполняют виброизоляцию, демпфирующий материал наносят первым слоем, чтобы обеспечить его непосредственный контакт с металлом кузова.